![]() |
![]() ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА«РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008—2011 ГОДЫ»В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 471, от 8 июня 2011 г. №446 (не вступило в силу) I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена ПрограммаСистемной проблемой в сфере наноиндустрии, являющейся основой развития наукоемкой экономики, в настоящее время является разрыв между необходимостью проведения на высоком уровне исследований и разработок, научно-технологическим заделом в этой сфере и критически низким уровнем развития инфраструктуры наноиндустрии, что не позволяет Российской Федерации стать достойным конкурентом на формирующемся мировом рынке наноиндустрии. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008—2010 годах обращается внимание на необходимость продолжения решения вопросов развития наноиндустрии с применением программно-целевых методов. Ускоренное выполнение работ в сфере развития инфраструктуры наноиндустрии призвано обеспечить реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., в том числе повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования и культуры, обеспечение обороноспособности и безопасности государства. Правительство Российской Федерации одобрило в основном Концепцию развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий на период до 2010 года (поручение Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № МФ-П7-6194), в соответствии с которой важным направлением реализации государственной политики в области инновационного развития наноиндустрии является материально-техническое обеспечение работ с учетом возможности кооперации при использовании уникального дорогостоящего научного оборудования в целях создания сбалансированной и гибкой инфраструктуры, обеспечивающей ускоренное развитие основ наноиндустрии и освоение внутреннего и внешнего рынков наукоемкой продукции. В президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии», утвержденной Президентом Российской Федерации, одним из основных инструментов государственной политики в сфере нанотехнологий определена федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» (далее — Программа). Инфраструктура наноиндустрии должна создаваться не для отдельных организаций, а в виде инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых в этой области координируется федеральными органами исполнительной власти на межотраслевом уровне. Важнейшими элементами формируемой инфраструктуры наноиндустрии являются:
Формирование инфраструктуры наноиндустрии должно стать важнейшим стратегическим направлением, определяющим новые подходы к преобразованию отечественной высокотехнологичной промышленности, реализуемым по Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. № 1188-р. Ряд государственных научных центров и организаций Российской Федерации имеет исторический приоритет, большой задел и находится на высоком международном уровне в сфере разработок и исследований в области некоторых наноматериалов и нанотехнологий. Сформирован также образовательный сегмент высшего профессионального образования, в котором помимо образовательной деятельности осуществляется интенсивная исследовательская работа в указанной сфере. В рамках федеральных целевых и ведомственных программ осуществляется государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области нанотехнологий, однако в них не предусмотрены необходимые средства на развитие материально-технической базы и иных составляющих инфраструктуры наноиндустрии. В то же время в части темпов коммерческого освоения нанотехнологий Россия отстает от ряда зарубежных стран. Одной из главных причин такого отставания является отсутствие метрологического обеспечения измерений при разработке и промышленном освоении нанотехнологий и производстве наноматериалов, старение, а по отдельным направлениям развития нанотехнологий — практическое отсутствие научного и специального оборудования, приборов и устройств, отвечающих современным мировым требованиям, а также отставание в развитии других составляющих инфраструктуры наноиндустрии. Отсутствие поддержки в сфере развития наноиндустрии со стороны государства в создавшихся условиях может привести к тому, что имеющийся сегодня в Российской Федерации существенный научный задел будет либо утрачен, либо использован иностранными конкурентами. Для решения общих проблем в области наноиндустрии необходимо создать с учетом Программы координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации инфраструктуру национальной нанотехнологической сети. II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации, а также целевые индикаторы и показателиЦелью Программы является создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии. Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи. Первой задачей является оснащение специальным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием, иными приборами и устройствами элементов национальной нанотехнологической сети, формируемых на базе государственных организаций, обеспечение эффективной эксплуатации и использования приборно-инструментальной базы в интересах российских научных организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования, выполняющих работы в области нанотехнологий и наноматериалов. Второй задачей является создание и поддержка функционирования системы обмена информацией между организациями, входящими в состав национальной нанотехнологической сети, в целях повышения эффективности их деятельности, коммерциализации и популяризации знаний в области нанотехнологий и наноматериалов. Третьей задачей является формирование системы методического обеспечения, регламентирующей безопасность создания и применения нанотехнологий и наноматериалов. Четвертой задачей является формирование системы методического обеспечения механизмов регулирования развития наноиндустрии, гармонизирующей российские и международные нормативные и методические документы по обеспечению единства измерений и подтверждения соответствия продукции наноиндустрии, поддержки экспорта в целях стимулирования процессов коммерциализации нанотехнологий и вывода на внутренний и внешний рынки новой продукции наноиндустрии. Решение первой задачи обеспечивается по нескольким тематическим направлениям. В качестве тематических направлений деятельности национальной нанотехнологической сети федеральными органами исполнительной власти определены следующие направления:
В состав национальной нанотехнологической сети входят:
Основными функциями головной научной организации являются:
Основными функциями головной организации отрасли являются:
Основными функциями ведущих научно-образовательную деятельность в сфере наноиндустрии образовательных учреждений высшего профессионального образования являются:
Головная научная организация и головные организации отраслей функционируют одновременно и как центры коллективного пользования, обеспечивающие доступ к исследовательскому и технологическому оборудованию исследователям, выполняющим разработки в сфере наноиндустрии в рамках мероприятий различных профильных федеральных целевых программ. Перечень головных организаций отраслей по направлениям развития нанотехнологий приведен в приложении № 1. В рамках решения первой задачи Программы осуществляется приобретение оборудования для оснащения государственных организаций национальной нанотехнологической сети комплексами исследовательского, метрологического и научно-технологического оборудования, комплексами контрольно-измерительного оборудования, в том числе комплексами оборудования для отработки нанотехнологий, изготовления наноматериалов, микро- и наносистемной техники, нанопродуктов, реализации нанобиомедицинских технологий. Проводится методическое обеспечение в части оптимизации перечней приобретаемого оборудования и способов его использования в интересах не только организаций национальной нанотехнологической сети, но и существенно более широкого круга исследовательских, технологических, образовательных и иных организаций, выполняющих работы для развития наноиндустрии. Проводятся работы, связанные с разработкой требований и нормативов функционирования инфраструктуры национальной нанотехнологической сети, координацией деятельности входящих в нее организаций, с разработкой и утверждением соответствующих регламентов и инструкций по осуществлению доступа к оборудованию научных и образовательных структур в рамках национальной нанотехнологической сети, интеграцией и взаимодействием научных и образовательных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования в процессе формирования научно-образовательных комплексов в составе национальной нанотехнологической сети. Выполняются работы, связанные с осуществлением шефмонтажа и пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования, закупленного в рамках Программы для организаций национальной нанотехнологической сети, а также с подбором, подготовкой и тренингом персонала, осуществляющего эксплуатацию закупленного оборудования. Создаваемая в рамках решения второй задачи информационно-аналитическая инфраструктура наноиндустрии, в том числе сеть электронно-компьютерного обмена результатами исследований и разработок между элементами национальной нанотехнологической сети, должна стать не только инструментом обмена информацией среди участников Программы, но и способствовать решению более широких задач по координации работ в сфере наноиндустрии. В частности, ее необходимо использовать как:
В рамках второй задачи также осуществляется финансирование приобретения и распространения интернет-контента для наполнения специализированных баз данных в сфере наноиндустрии. В рамках решения третьей задачи осуществляется разработка методических материалов по оценке и подтверждению соответствия продукции и технологий наноиндустрии требованиям и нормам безопасности различных наноматериалов для здоровья разработчиков, производителей и потребителей наноматериалов. В рамках решения четвертой задачи:
Решение четвертой задачи необходимо осуществлять при тесном взаимодействии с международными организациями, осуществляющими деятельность в области стандартизации и обеспечения единства измерений и качества — Международной организацией по стандартизации, Международной электротехнической комиссией, Международной организацией законодательной метрологии, Международным бюро мер и весов. В целях стимулирования процессов коммерциализации нанотехнологий и вывода на внутренний и внешний рынки новой продукции наноиндустрии осуществляются мероприятия, направленные на методическое и патентно-правовое обеспечение государственной поддержки введения в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности в сфере нанотехнологий и экспорта продукции наноиндустрии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для решения задач Программы целесообразно выполнить ее в один этап с 2008 по 2011 год. Целевые индикаторы и показатели реализации мероприятий Программы приведены в приложении № 2. Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение — в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации согласно порядку разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594. III. Мероприятия ПрограммыДостижение цели и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения мероприятий Программы. Мероприятия Программы объединены по следующим 4 направлениям. Направление 1. Развитие приборно-инструментальной составляющей инфраструктуры наноиндустрииВ рамках этого направления предусматриваются приобретение оборудования для оснащения государственных организаций национальной нанотехнологической сети, его монтаж, а также подготовка квалифицированного персонала для его эксплуатации. Реализации планов по закупке оборудования предшествует комплексный анализ внутреннего и внешнего рынков оборудования в области нанотехнологий, определяется потребность организаций национальной нанотехнологической сети в таком оборудовании, а также подготавливается и согласуется проектно-сметная документация по техническому перевооружению имеющихся площадей под поставляемое оборудование, осуществляется закупка необходимых материалов и выполняются строительно-монтажные работы по реконструкции помещений организаций национальной нанотехнологической сети для установки закупаемого оборудования. Указанное направление включает в себя мероприятие по формированию материально-технической базы национальной нанотехнологической сети, включая закупку, поставку, осуществление строительно-монтажных работ, шефмонтажа и пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования для организаций национальной нанотехнологической сети. Направление 2. Развитие информационно-аналитической составляющей инфраструктуры наноиндустрииВ рамках этого направления осуществляется создание специализированных баз данных для компьютерного обмена информацией при проведении исследований и разработок, в том числе между организациями национальной нанотехнологической сети, а также интернет-порталов, обеспечивающих в режимах регламентированного и открытого доступа решение комплекса задач по информационному и аналитическому обеспечению национальной нанотехнологической сети, выполняются работы по формированию специализированных баз данных по кадровому обеспечению наноиндустрии. Указанное направление включает в себя следующие мероприятия:
Направление 3. Развитие методической составляющей инфраструктуры наноиндустрииВ рамках этого направления выполняются работы по обеспечению функционирования центра метрологического обеспечения продукции и технологий наноиндустрии, осуществляется подтверждение метрологических характеристик эталонных средств измерений в наноиндустрии, сличение их с международными эталонными средствами и выполнение мероприятий по взаимному признанию результатов калибровок, разрабатываются методики измерения, поверки, калибровки и испытания используемых в наноиндустрии средств измерений, их гармонизация с требованиями международных стандартов в области нанотехнологий и обеспечения безопасности создания и применения объектов наноиндустрии, разрабатываются методические материалы по оценке и подтверждению соответствия продукции и технологий наноиндустрии. Указанное направление включает в себя следующие мероприятия:
Направление 4. Обеспечение управления реализацией Программы и содержание дирекции ПрограммыУказанное направление включает в себя проведение работ, связанных с разработкой и утверждением регламентов и инструкций по доступу к приборно-инструментальной и иным составляющим инфраструктуры наноиндустрии, а также сбор, систематизацию и анализ статистической и текущей информации о реализации мероприятий Программы, мониторинг результатов реализации мероприятий Программы, организацию независимой оценки показателей. Текущее управление реализацией Программы возлагается на дирекцию Программы, содержание которой осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы. Указанное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия Программы приведены в приложении № 3, объемы финансирования Программы по государственным заказчикам и источникам финансирования — в приложении № 4. Перечень инвестиционных объектов Программы приведен в приложении № 5. В перечень инвестиционных объектов Программы на основании предложений федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук включены в том числе головная научная организация национальной нанотехнологической сети и организации, являющиеся головными организациями отраслей национальной нанотехнологической сети. IV. Обоснование ресурсного обеспечения ПрограммыФинансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Расходы на реализацию Программы приведены в приложении № 6 и подлежат уточнению (по годам) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией. Объем и динамика расходов бюджетных средств на реализацию Программы определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий. Объемы государственных капитальных вложений для строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов национальной нанотехнологической сети увязаны с мероприятиями по тематическим направлениям развития наноиндустрии, которые выполняются организациями национальной нанотехнологической сети. Финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения объектов, включаемых в Программу, осуществляется в установленном порядке через главных распорядителей бюджетных средств, к ведению которых относятся указанные объекты. Финансирование мероприятий по формированию материально-технической базы национальной нанотехнологической сети, включая закупку, поставку, осуществление шефмонтажа и пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования для организаций национальной нанотехнологической сети, осуществляют государственные заказчики Программы в соответствии с перечнем инвестиционных объектов Программы, приведенным в приложении № 5 к Программе. "Финансирование мероприятий по развитию методической составляющей инфраструктуры наноиндустрии, а также привлечение внебюджетных средств на их реализацию осуществляют государственные заказчики Программы - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Министерство образования и науки Российской Федерации. Финансирование других мероприятий Программы, относящихся к направлению "прочие нужды", а также привлечение внебюджетных средств на указанные мероприятия осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство образования и науки Российской Федерации.". Для устойчивого финансирования проектов Программы за счет внебюджетных средств государственные заказчики включают устанавливаемые ими требования в конкурсную документацию и в заключаемые государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры с исполнителями мероприятий Программы, подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или получают другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы за счет внебюджетных средств. При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета. V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы и механизм взаимодействия государственных заказчиковМеханизм реализации Программы заключается в выполнении всеми государственными заказчиками Программы цикла «планирование — реализация — мониторинг» показателей и ресурсов для реализации мероприятий Программы по каждому государственному контракту либо иному гражданско-правовому договору. В этой связи формируется детализированный организационно-финансовый план мероприятий по реализации Программы, который уточняется государственным заказчиком-координатором Программы не реже 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов. Неотъемлемой составляющей механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы на всех стадиях реализации Программы, позволяющей отбирать наиболее перспективные проекты для государственного финансирования, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов либо иных гражданско-правовых договоров, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов в структурообразующих направлениях Программы основываются на принципах объективности, компетентности и независимости. Исполнителями мероприятий Программы являются организации, с которыми государственные заказчики заключают государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры по результатам конкурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Министр образования и науки Российской Федерации руководит деятельностью по реализации Программы, несет ответственность за ее выполнение и конечные результаты, рациональное использование выделяемых средств и определяет формы и методы управления реализацией Программы. Министерство образования и науки Российской Федерации как государственный заказчик-координатор Программы в ходе реализации Программы:
Государственные заказчики Программы с участием Российской академии наук:
В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается координационный совет, формируемый из представителей государственного заказчика-координатора Программы, государственных заказчиков, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, образовательных учреждений высшего профессионального образования, независимых экспертов. Координационный совет возглавляет Министр образования и науки Российской Федерации или один из его заместителей. Положение о координационном совете и его персональный состав утверждаются Министром образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности координационного совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Координационный совет осуществляет следующие функции:
Дирекция Программы является бюджетным учреждением, формируется государственным заказчиком-координатором Программы. Дирекция Программы осуществляет следующие основные функции:
Дополнительными функциями по управлению реализацией Программы дирекция Программы может быть наделена государственным заказчиком-координатором Программы на договорной возмездной и (или) безвозмездной основе. До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, в котором определяются:
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности ПрограммыПо прогнозным оценкам, реализация Программы обеспечит достижение следующих результатов, определяющих ее эффективность:
Реализация Программы позволит существенно улучшить экологические показатели и параметры охраны окружающей среды в результате создания новых средств ее защиты и восстановления, основанных на нанотехнологиях и наноматериалах. В целом реализация Программы обеспечит инновационную активность субъектов экономической деятельности в сфере наноиндустрии, создание необходимой инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и технологического потенциала, позволит создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности российской экономики. Эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, оценивается расширением налоговой базы от реализации потенциала отечественной наноиндустрии за счет обеспечения производства продукции с использованием нанотехнологий. Коэффициент бюджетной эффективности Программы (отношение бюджетных доходов от налоговых поступлений, связанных с хозяйственной деятельностью участников Программы по реализации мероприятий, в бюджеты всех уровней в течение всего срока реализации Программы к расходам на ее реализацию), рассчитанный на основе исключительно прямых налоговых поступлений, составит 39 процентов. Оценка эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, базируется на основных положениях методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. № ВК 477). Общая эффективность Программы оценивается как интегральная оценка эффективности отдельных мероприятий Программы, рассматриваемых как инвестиционные проекты. Методика оценки эффективности Программы приведена в приложении № 7. По каждому мероприятию расчет социально-экономической эффективности осуществляется через определение чистого дисконтированного дохода. При определении бюджетной эффективности Программы по указанной методике были приняты следующие условия:
Индекс доходности (рентабельность) бюджетных средств по налоговым поступлениям составит не менее 2. Общая оценка вклада Программы в экономическое развитие Российской Федерации заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на развитие наноиндустрии, и в решении поставленной Президентом Российской Федерации задачи по созданию Российской корпорации нанотехнологий, в управление которой с 2007 года передаются бюджетные ассигнования в объеме 130 млрд. рублей. Ожидается, что к 2015 году объем продажи российской продукции наноиндустрии составит 250—300 млрд. рублей, объем платежей от экспорта продукции наноиндустрии — 70—75 млрд. рублей. Приложения
![]() |