Главная      Пресса      Публикации
События
Публикации
Интервью

Инфраструктурная программа завершилась. Что сделано?

6 декабря 2011 г. в Минобрнауки России состоялся круглый стол на тему «Формирование национальной нанотехнологической сети». Главный организатор круглого стола – журнал «Российские нанотехнологии» собрал представителей организаций – участников ННС, чтобы услышать их мнение об итогах реализации федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2011 годы» и планах на будущее.

Александр САВЧЕНКО, заместитель директора Департамента приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки России:

– Формирование и развитие современной инновационной инфраструктуры представляется важнейшей государственной задачей, так как переход России на путь устойчивого экономического развития, на путь модернизации в жестких условиях международной конкуренции возможен только при эффективной реализации ее научно-технологического потенциала и преимуществ. На это направлена, в частности, федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008–2011 годы» (далее – ФЦП РИН), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. № 498.

ФЦП РИН является уникальной программой. Ее главная и единственная цель – создание в Российской Федерации современной инфраструктуры для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии. Место ФЦП РИН среди других программ определено в президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» (далее – Стратегия) и Программе развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (далее – Программа), где сказано, что она должна стать одним из основных инструментов государственной политики в сфере нанотехнологий.

В рамках ФЦП РИН на первом этапе реализации Стратегии и Программы должна быть создана инфраструктура национальной нанотехнологической сети (далее – ННС). Именно в форме инфраструктуры ННС создается инфраструктура наноиндустрии Российской Федерации, обеспечивающая концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, повышение эффективности работ и уровень их координации, создание благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот конкурентоспособной продукции наноиндустрии.

В 2011 году завершается первый этап реализации Стратегии и Программы, основная цель которого – создание современной инфраструктуры ННС, обеспечивающей конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок в области наноиндустрии. И, несмотря на определенные трудности, этот этап завершается успешно. Поставленная задача в целом решена.

Андрей ШМАКОВ, д.ф.-м.н., ведущий советник отдела наносистем и материалов Департамента приоритетных направлений развития науки и технологий Минобрнауки России, ученый секретарь Совета ННС:

– Я кратко напомню, в чем состоит «идеология» развития отечественной наноиндустрии. Прежде всего необходимо создать современную инфраструктуру наноиндустрии и, в частности, оснастить ведущие научно-исследовательские и образовательные организации России современным оборудованием. Современное оборудование позволит этим организациям осуществлять научно-техническую и образовательную деятельность на уровне мировых стандартов. В результате должны появиться конкурентоспособные и востребованные разработки, которые в свою очередь будут «подхвачены» и запущены в промышленное освоение такими институтами развития, как ОАО «Роснано».

Безусловно, ядром отечественной наноиндустрии является ННС, которая формируется как совокупность организаций, осуществляющих скоординированную деятельность по развитию нанотехнологий. Ключевое слово здесь «скоординированная». По состоянию на 8 июля 2011 г. участниками ННС являются 10 ведущих научно-исследовательских и 40 образовательных организаций, которые представляют 7 федеральных округов и 22 города России.

Орган управления и координации ННС – Минобрнауки России. Межотраслевую координацию деятельности ННС осуществляют: по направлению «научная деятельность» – НИЦ «Курчатовский институт», по направлению «инновационная деятельность» – ОАО «Роснано», по направлению «метрология, стандартизация и оценка соответствия» – Росстандарт, по направлению «образовательная деятельность и подготовка кадров» – НИЯУ МИФИ и Санкт-Петербургский электротехнический университет (ЛЭТИ).

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены 9 тематических направлений деятельности ННС: «нанобиотехнологии», «конструкционные наноматериалы», «нанотехнологии для систем безопасности», «наноэлектроника», «композитные наноматериалы», «функциональные наноматериалы для космической техники», «функциональные наноматериалы для энергетики», «наноинженерия», «функциональные наноматериалы и высокочистые вещества». По каждому направлению определены головные организации, выступающие в качестве отраслевых координаторов ННС.

Принципиально, что из 9 тематических направлений деятельности ННС пять направлений являются материаловедческими. Таким образом, имеется вполне ясное понимание того, что именно новые материалы (в том числе наноматериалы) определяют развитие наноиндустрии в целом.

Фактически формирование инфраструктуры ННС началось еще в 2007 году, когда в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на базе 9 российских вузов были созданы первые научно-образовательные центры по направлению «нанотехнологии» (далее – НОЦ). На эти цели из федерального бюджета было затрачено 1.45 млрд рублей. Прошло почти 4 года. Возникает вопрос: насколько эффективно эти объекты работают в настоящее время?

Результаты мониторинга за 2010 год показали следующее: количество работников на 9 упомянутых объектах – 295, количество организаций-пользователей объектов – 127, стоимость выполненных НИОКР – 431 млн рублей. Я хотел бы отметить принципиально важный момент: созданные объекты инфраструктуры реально работают (как это и задумывалось) в режиме центров коллективного пользования.

Начиная с 2008 года основным инструментом создания инфраструктуры ННС является ФЦП РИН. Общий объем финансирования (бюджет + внебюджет) ФЦП РИН – 27.3 млрд рублей. При этом более 60 % средств направлены на формирование и развитие материально-технической базы участников ННС, а именно – на закупку, поставку и монтаж оборудования. В результате до конца 2011 года в рамках ФЦП РИН должны быть сформированы 43 объекта инфраструктуры ННС, в том числе 31 НОЦ.

Что же конкретно сделано в рамках ФЦП РИН?

В 2008 году были введены в эксплуатацию 12 НОЦ ННС. На эти цели из бюджета затрачено около 1.5 млрд рублей. Что мы получили в 2010 году? Количество работников на объектах – 467, количество организаций-пользователей объектов – 121, стоимость выполненных НИОКР – 521 млн рублей. Таким образом, только за 2010 год созданные НОЦ «оправдали» более трети бюджетных средств, затраченных на их создание.

Кроме того, в 2008 году проведена реконструкция научно-технологического центра нано- и микросистемной техники на базе МИЭТ. В 2009 году осуществлено техническое перевооружение участков по разработке технологии шликеров и катодов на базе ФГУП «ВИАМ». В 2010 году завершены основные работы на следующих объектах инфраструктуры ННС: комплекс по выпуску опытных партий функциональных и конструкционных наноматериалов и изделий на их основе для реализации ядерных технологий нового поколения (объект на базе ОАО «ВНИИНМ»), корпус высоковольтной электронной микроскопии и производственный корпус (объект на базе ИМЕТ РАН), Центр по метрологическому обеспечению и подтверждению соответствия продукции и технологий наноиндустрии (объект на базе ФГУП «ВНИИОФИ»).

В 2009 году ФЦП РИН была секвестрирована почти на 35 %. В результате не состоялось запланированное создание 10 НОЦ (четверть от общего запланированного количества НОЦ ННС). Под угрозой оказалось выполнение задач Стратегии и Программы.

В сложившейся ситуации Минобрнауки России выступило с инициативой о продлении ФЦП РИН. Эта инициатива была поддержана правительственной Комиссией по высоким технологиям и инновациям, а затем и Председателем Правительства Российской Федерации. Итогом стал выход постановления Правительства Российской Федерации о продлении ФЦП РИН на 2011 год.

В рамках продленной ФЦП РИН в 2010 году были начаты работы по созданию 19 НОЦ ННС, а также продолжены работы по реконструкции, переоснащению и техническому перевооружению 7 объектов на базе следующих головных организаций ННС: НИЦ «Курчатовский институт», ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», ФГБНУ ТИСНУМ, ФГУП «НИИФП им. Ф.В. Лукина», ФГУП «ЦНИИХМ», ФГУП «ВИАМ» и ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша».

Проведенный Минобрнауки России мониторинг деятельности 50 организаций – участников ННС показал, что в 2010 году: общая стоимость оборудования, находящегося на балансе организаций, предназначенного для работ в сфере нанотехнологий, составила более 19.3 млрд рублей; численность исследователей в сфере нанотехнологий составила более 7.5 тыс. человек; количество патентов на изобретения в сфере нанотехнологий – 258; стоимость НИОКР, выполненных с использованием оборудования на объектах инфраструктуры ННС, превысила 4 млрд рублей.

В 2010 году объем продаж продукции наноиндустрии, произведенный организациями – участниками ННС, составил почти 1.5 млрд рублей. Много это или мало? Для сравнения: выручка всех проектных компаний ОАО «Роснано» за 2010 год составила 1.02 млрд рублей. При этом важно отметить, что НИИ и вузы, собственно говоря, не «заточены» под производство нанотехнологической продукции. Их основная задача – выполнять НИОКР и готовить кадры.

Наряду с формированием приборно-инструментальной составляющей инфраструктуры ННС в рамках ФЦП РИН реализован комплекс важных мероприятий по формированию информационно-аналитической и методической составляющих инфраструктуры ННС. При этом наиболее значимые из полученных результатов состоят в следующем: создана сеть для передачи данных между организациями – участниками ННС с опорными узлами в городах Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, Новосибирске, Хабаровске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Белгороде, Владивостоке, Саратове, Перми, Томске, Челябинске и Ростове-на-Дону; запущен в эксплуатацию федеральный интернет-портал «Нанотехнологии и наноматериалы» (www.portalnano.ru); cоздана и пополняется база данных, содержащая информацию об организациях, осуществляющих деятельность в сфере нанотехнологий; cозданы 7 региональных и 9 отраслевых отделений Центра метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии; подготовлено и издано более 200 единиц учебно-методической литературы.

Важно отметить, что в настоящее время завершено формирование нормативно-правовой базы ННС, которая помимо Стратегии и Программы включает:

– Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2010 г.

№ 282 «О национальной нанотехнологической сети», которым утверждено Положение о ННС, определяющее основные термины в сфере нанотехнологий и наноиндустрии, цель, задачи, а также принципы формирования и функционирования ННС;

– Приказ Минобрнауки России от 7 февраля 2011 г. № 173, которым утверждены требования к участникам ННС, критерии соответствия организаций требованиям к участникам ННС, порядок вхождения организаций в состав ННС и выхода из состава ННС, а также порядок взаимодействия организаций в составе ННС;

– Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2011 г. № 2629, которым создан Совет ННС, а также утверждены Положение о Совете ННС и его персональный состав.

В соответствии с упомянутыми документами в настоящее время любая достойная организация имеет право и возможность стать участником ННС, войти в это элитарное научно-техническое и образовательное сообщество России.

Для чего создан Совет ННС? Предполагается, что Совет ННС станет основной совещательной площадкой, на которой будут обсуждаться наиболее важные вопросы, связанные с функционированием и развитием ННС, в том числе вопросы о вступлении в ННС новых участников.

В самый «разгар» реализации ФЦП РИН в Минобрнауки России задумывались о том, чтобы создаваемые за счет средств федерального бюджета объекты не были «приватизированы» теми предприятиями, на базе которых они созданы, а эксплуатировались в режиме центров коллективного пользования. В этой связи важно также упомянуть Приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2009 г. № 23, которым утверждены порядок и условия предоставления в пользование объектов инфраструктуры наноиндустрии.

Отдельное внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности наноматериалов и нанотехнологий для человека и окружающей среды. В частности, в рамках реализации мероприятий ФЦП РИН разработаны и утверждены Роспотребнадзором 27 нормативно-методических документов.

Таким образом, можно констатировать, что на первом этапе реализации Стратегии и Программы (2007–2011 годы) в Российской Федерации действительно создана современная инфраструктура наноиндустрии в виде инфраструктуры ННС, способная обеспечить конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок в сфере нанотехнологий, а также сформирована нормативно-правовая база ННС.

На втором этапе реализации Стратегии и Программы (2012–2015 годы) необходимо обеспечить условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития ННС, позволяющего осуществлять масштабное наращивание объема производства нанотехнологической продукции, в том числе за счет формирования отраслевых и территориальных научно-производственных кластеров, ориентированных на создание, производство и продвижение продукции наноиндустрии на рынки высоких технологий. Мы уверены, что при конструктивном взаимодействии Минобрнауки России, НИЦ «Курчатовский институт», Росстандарта, ОАО «Роснано» и головных организаций ННС, а также при адекватной поддержке Правительства Российской Федерации поставленная задача может быть успешно решена.

Андрей МАЛАХОВ, старший научный сотрудник ОАО «ВИКОР»:

– В 2011 году завершается формирование базиса, который определяет будущее отечественной наноиндустрии. В большой степени это будущее зависит от подготовки кадров. В ФЦП РИН обозначены базовые предложения по развитию кадрового потенциала, связанного с развитием наноиндустрии. В 2008–2011 годах мы решали, главным образом, задачи по формированию кадровой информационно-аналитической системы наноиндустрии. Что удалось сделать?

В рамках ФЦП РИН системно реализованы проекты, начиная от создания учебно-методического обеспечения, самых современных учебных комплексов по тематическим направлениям деятельности ННС и заканчивая созданием систем удаленного доступа к сложному научному оборудованию.

Полученные результаты позволяют существенно повысить образовательный потенциал вузов, которые могут ориентироваться на самые передовые технологии и принципы исследования современных материалов, демонстрировать их студентам вне зависимости от наличия в вузах специального дорогостоящего оборудования. В данном случае развивается принцип мобильности, которого в значительной степени не хватает нашим вузам. Это то, что нужно закладывать для подготовки современного специалиста.

Кроме того, в рамках ФЦП РИН реализованы проекты по созданию специализированных баз данных, а также кадровой информационно-аналитической системы, позволяющей объединить ресурсы (учебно-методические, информационно-технологические и нормативно-правовые) для подготовки специалистов в сфере нанотехнологий. Наши ведущие вузы, в том числе МГУ, Санкт-Петербургский ГУ, МИСиС, МИФИ, МГТУ им. Баумана, БелГУ и др., создали учебно-методическое обеспечение, которое в свою очередь было использовано для создания современной системы маршрутного обучения. Также были изданы книги и проработаны наиболее актуальные организационно-нормативные вопросы.

Информационное обеспечение в виде баз данных и системных средств присутствует у нас в широком доступе: это комплексы в виде электронных обучающих ресурсов, а также система, обеспечивающая подготовку на базе межкафедральных и межуниверситетских связей (система «маршрутного обучения»). Система ориентирована на подготовку всех категорий обучаемых: бакалавры, магистры, аспиранты, преподаватели, специалисты, любые иные абоненты, которые входят/включаются в систему маршрутной подготовки на основе межуниверситетской кооперации. Координацию этой деятельности осуществляет сайт www.nanoobr.ru.

Я считаю, что созданные ресурсы нуждаются в поддержке. Произошел уникальный случай, когда в такой отрасли, как «наноиндустрия» (конечно, это межотраслевые проблемы), создана система кадровой подготовки с мощным методическим, нормативным и организационным базисом. Чтобы эта система жила дальше, ее нужно поддерживать и обновлять. В этом плане мы очень надеемся на конструктивную деятельность Совета ННС, в котором «образовательный сегмент» ННС представляют ректоры НИЯУ МИФИ и Санкт-Петербургского электротехнического университета.

Александр САВЧЕНКО:

– В рамках ФЦП РИН реализована уникальная система подготовки кадров для определенного сектора экономики. Подготовлены 210 единиц учебно-методической литературы и 11 учебно-методических комплексов. Образование – довольно консервативная вещь. В нашем случае созданы элементы мозаики, из которой можно создавать картины по желанию потребителя. «Обучение по маршрутам» означает, что из учебных курсов, созданных в рамках ФЦП РИН, по запросам заинтересованных потребителей можно формировать маршруты специализированной (целевой) подготовки кадров для любой отрасли из ныне действующих реальных секторов экономики, в которых используются и развиваются нанотехнологии.

Михаил ПОПОВ, главный ученый секретарь Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»:

– За последние три года, пожалуй, впервые в новейшей истории России создано community, сообщество людей, занятых единым делом, одинаково болеющих за него вне зависимости от того, относятся они к образовательному, научно-исследовательскому либо к административному сектору. Я бы хотел пожелать, чтобы после окончания федеральной целевой программы, на дальнейших этапах равития наноиндустрии это community не распалось, а развивалось и воспроизводилось – может быть, благодаря вовлечению молодых сотрудников, студентов и аспирантов в то, что мы называем действительно созданием мощной российской наноиндустрии. Я повторяю: это проект национального масштаба, в который вовлечено такое количество людей, одинаково серьезно переживающих за это дело. Я бы считал это основным результатом. Потому что это те люди, которые будут дальше двигать модернизацию российской экономики в данном направлении. Во-вторых, собственно для Курчатовского института реализация этой целевой программы позволила сформулировать идею создания центра конвергентных технологий, где нанотехнологии занимают одно из ключевых мест наряду с биотехнологиями (или нанобиотехнологиями), информационно-вычислительными системами и когнитивными исследованиями, которые так или иначе имеют свои корни – в том числе в спектре наук на основе нанотехнологических процессов. Это второй результат для Курчатовского института. Безусловно, мы видим здесь дальнейшее развитие и появление на карте нашей страны новых центров компетенций в этой области, где Курчатовский институт будет занимать только одно из мест – наряду с теми центрами, которые будут создаваться и в головных организаторах, и в кластерах, о которых мы сегодня говорим. Это принципиальный вопрос. Третье, что касается влияния федеральной целевой программы и развития инфраструктуры наноиндустрии на наш сектор – это, безусловно, как я только что сказал, формирование научно-производственных и научно-образовательных кластеров, куда будут входить ведущие научные организации, ведущие образовательные организации и производственные структуры. В том числе созданные с помощью «Роснано», а может быть, других корпораций. Во всяком случае, у нас активно развивается кооперация в этой сфере с «Росатомом» и его структурами, с «Ростехнологиями», с тем же «Прометеем», который является подведомственной организацией Минобрнауки, и так далее. Здесь я думаю, что каждая из головных организаций уже сегодня на собственном опыте может сказать, что востребованность научных разработок, созданных и в рамках ФЦП «Исследования и разработки» по основным направлениям и в рамках исследований, ведущихся на уникальном оборудовании, приобретенном по реализации программы ФЦП «Развитие инфраструктур наноиндустрии», растет. Она поддерживается государством. Но уже сегодня мы начинаем отмечать процессы появления инициативы среди негосударственных корпораций/частных корпораций. А именно, начинают публиковаться статьи в журнале «Российские нанотехнологии», которые относятся не к государственному сектору науки и образования, а к частному. Люди небезразлично относятся к этой инициативе. Люди участвуют в ней, спорят, думают о том, как ее развивать. И все форумы, которые проводятся под эгидой «Роснано», показывают наличие реального интереса. Появляется большое количество изданий научного, научно-популярного характера. И вообще, интерес к науке (в том числе благодаря нашей ФЦП) возрос. Начали появляться новые научные и научно-популярные журналисты в сфере научной популяризации, которых раньше не было. Я бы так сказал: импакт-фактор нашей федеральной целевой программы на общество в целом – на образовательную и на научную среду – очень сильный. Я думаю, мы должны переходить либо к государственной программе развития наноиндустрии, либо к каким-то другим формам, которые позволят созданную инфраструктуру уже использовать и в научно-исследовательском, и в производственном плане.

Алексей ЛУЦЕНКО, начальник управления «Подготовка научных кадров и координация НИР и НИОКР в области наноматериалов и нанотехнологий» ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ) ГНЦ РФ:

– Говоря о наноматериалах и нанотехнологиях, мы говорим о формировании нового (шестого) технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоемких, или, как теперь говорят, высоких технологий. У всех на слуху сейчас био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика – синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и в конечном счете обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой.

Специалисты по прогнозам считают, что при сохранении нынешних темпов технико-экономического развития, шестой технологический уклад начнет оформляться в 2010–2020 годах, а в фазу зрелости вступит в 2040-е годы. При этом в 2020–2025 годах произойдет новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения названных выше базовых направлений. Для подобных прогнозов есть основания. В США, например, доля производительных сил пятого технологического уклада составляет 60%, четвертого – 20%. И около 5% уже приходятся на шестой технологический уклад.

ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ занимает ключевое место в формировании и развитии наноиндустрии в России. ВИАМ является головной организацией ННС по тематическому направлению «композитные наноматериалы». На данный момент можно признать, что фактически создана большая часть необходимой нормативно-правовой базы для развития и дальнейшего становления ННС. Сейчас у нас сформирован конкурентоспособный сектор исследований и разработок в области наноиндустрии и эффективная система коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий. Дальнейший механизм развития наноиндустрии в части научно-исследовательского и производственного секторов не определен, но для исполнения столь амбициозных задач для развития необходимо развивать институт головных организаций ННС. Существует координационная Программа развития наноиндустрии до 2015. Однако в ней определены цели, но не определены механизмы реализации ее мероприятий. Головные организации ННС проводили согласительные совещания по поводу дальнейшего развития ННС и наноиндустрии в рамках экспертного Совета при головной научной организации. С учетом созданных нормативно-правовых документов ННС создана и успешно функционирует инфраструктура головных организаций: отделения Центра метрологического обеспечения и оценки соответствия нанотехнологий и продукции наноиндустрии, аккредитованные в системе ГОСТ Р. Созданы методики измерения, стандартные образцы отраслевого класса, государственные стандартные образцы в области наноматериалов и нанотехнологий. Были получены межгосударственные стандартные образцы, в результате международного сличения. При этом программа фактически была секвестирована почти на 35 % в 2009 году. Это коснулось в общем-то всех – и не только НОЦ, но и головных организаций тоже. Нужно отметить, что головные организации и участники нанотехнологической сети не останавливались на этом, вкладывали собственные средства на поддержание и функционирование этой базы. От этого есть эффект. Также помимо инфраструктурной и методической части в рамках ФЦП «РИН» существует Программа стандартизации в наноиндустрии на 2010–2014 гг., которая направлена на реализацию продукции наноиндустрии. Основа дальнейшего развития – это выпуск продукции наноиндустрии и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности. Данная деятельность в принципе невозможна без нормативно-правовой базы и системы стандартизации. ВИАМ является головным разработчиком по направлению «композитные наноматериалы» и создал 5 стандартов типа ГОСТ Р. Это дает возможность выпускать продукцию на созданных мощностях в рамках ФЦП «РИН». Программа стандартизации является очень хорошим шагом для начала пути реализации второго этапа президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии».

Заканчивая свое выступление, могу с уверенностью сказать, что успешное развитие наноиндустрии и ННС в целом во многом зависит от формирования и поддержания института головных организаций, а также формирования концепции государственной программы «Развитие наноиндустрии в Российской Федерации до 2020 г. и на перспективу до 2025 года».

Продолжение в № 3-4 2012 г.

Подготовила Татьяна Пичугина. Фото Игнат Соловей.

Журнал «Российские нанотехнологии» № 1-2 2012 год.


Российский электронный наножурнал



Программа  |  Госзаказчики  |  Формирование тематики  |  Конкурсы  |  Экспертиза  |  Контракты  |  Пресса  |  Мониторинг программы  |  Инфраструктура  |  Карта сайта