Главная      Пресса      Публикации
События
Публикации
Интервью

Современное учебно-методическое обеспечение – основа подготовки кадров отечественной наноиндустрии

Высокие требования к подготовке и переподготовке кадров для наноиндустрии возможно реализовать только на основе построения межуниверситетского образовательного пространства и реализации в нем как традиционных способов обучения, так и нетрадиционных с использованием новейших образовательных технологий.

Проведенный анализ результатов выполнения ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008–2011 годы» (далее – Программа) показывает, что в концепции построения межуниверситетского информационного образовательного пространства подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии необходимо представить подходы к решению следующих проблем:

– организация учебно-методического, учебного, научного и информационного обмена между университетами как формы информационной глобализации высшей школы;
– реализация Болонских соглашений в части широко известной на Западе академической мобильности, позволяющей развивать межуниверситетское сотрудничество при подготовке кадров для наноиндустрии;
– развитие различных форм академической мобильности, в том числе дистанционной мобильности, обеспечивающей быстрый доступ к новым формам знаний путем использования электронного обучения независимо от места нахождения обучающихся;
– обеспечение доступности для всех категорий обучающихся образовательных ресурсов, созданных и создаваемых в ходе выполнения Программы;
– вовлечение в межуниверситетские связи выпускающих профилирующих кафедр с целью ускорения учебно-методического, учебного, научного и информационного обмена при подготовке и профессиональной переподготовке кадров для наноиндустрии;
– раннее выявление талантливой молодежи и предоставление широких возможностей участия в проведении современных научных исследований с целью скорейшей подготовки их к самостоятельным исследованиям и разработкам;
– развитие взаимного интереса университетов в обмене знаниями и технологиями с целью создания основ рынка знаний и технологий в области наноиндустрии.

В основу организации учебно-методического, учебного, научного и информационного обмена между университетами целесообразно заложить принципы функционального объединения инфраструктурных объектов образовательного сегмента ННС, созданных в рамках Программы в 2008–2011 гг.

В результате выполнения проектов Программы в 2008–2011 гг. были созданы базовые компоненты для построения межуниверситетского информационного образовательного пространства:

– проекты нормативной правовой базы для межуниверситетского сотрудничества при подготовке кадров для наноиндустрии, позволяющие реализовать Болонские соглашения в части широко известной на Западе академической мобильности учащихся;
– современное учебно-методического обеспечение, открывающее эффективный доступ к новым формам представления знаний – электронным обучающим системам, симуляторам и виртуальным лабораториям путем использования современных информационных технологий, средств мульти-медиа и доступных независимо от места нахождения обучающихся;
– технические средства в виде системы маршрутного обучения и образовательных ресурсов, размещенных на сайтах вузов и организаций – участников ННС.

Решение о направлении того или иного студента на учебную практику в другой университет принимается на профилирующей выпускающей кафедре, на которой данный студент обучается. Так, можно сделать вывод о том, что организация междисциплинарной подготовки студентов должна строиться на развитии межкафедральных связей и ускорении учебно-методического, учебного, научного и информационного обмена на базе этих связей.

Одна из основных задач подготовки кадров для наноиндустрии – раннее выявление талантливой молодежи и предоставление широких возможностей участия в проведении современных научных исследований с целью скорейшей подготовки к самостоятельным исследованиям и разработкам.

Таким образом, концепция построения межуниверситетского информационного образовательного пространства подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии представляет целостный взгляд:

– на организацию функциональных связей между инфраструктурными объектами образовательного сегмента ННС, созданными в рамках Программы в 2008–2011 гг. и объединенными в межуниверситетской сетевой системе междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии;
– на принципы межуниверситетской кооперации, реализующие междисциплинарную подготовку и профессиональную переподготовку кадров для наноиндустрии;
– на создание методик сопровождения процесса обучения в межуниверситетской сетевой системе междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии.

Среди объектов инфраструктуры образовательного сегмента ННС важнейшее место занимает учебно-методическое обеспечение (УМО) по программам высшего профессионального образования.

При подготовке задания на создание УМО было принято во внимание, что комплект материалов для каждого из 10 тематических направлений деятельности ННС должен содержать следующие компоненты:

– типовые программы подготовки для данного тематического направления деятельности ННС;
– тексты лекций;
– методические материалы по изучению дисциплины;
– учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр;
– дидактические материалы для профессорско-преподавательского состава.

В 2008–2009 гг. были подготовлены все материалы по 10 тематическим направлениям подготовки кадров. В образовательном сегменте ННС сформировали УМО, соответствующее современным требованиям практически по всем направлениям подготовки специалистов для приоритетной отрасли.

В 2010–2011 гг. провели работы по актуализации и адаптации УМО к маршрутному обучению студентов, а также издали тираж в 500 экземпляров по каждой из дисциплин подготовки. К настоящему времени практически все исполнители выпустили печатные сборники материалов и адаптировали учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД), разместив их электронные версии на сайте www.nano-obr.ru.

Рассмотрим различные применения адаптированных УМКД в учебном процессе с использованием сайта межуниверситетской сетевой системы междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии.

1. Организация тематической подготовки студентов по одному из 10 направлений деятельности ННС обеспечивается всем УМКД по соответствующим направлениям тематической подготовки, представленным на сайте www.nano-obr.ru.

2. Применение материалов в профильных частях основных образовательных программ путем обмена через фонд вариативных дисциплин на сайте реализуется через проект нормативных правовых документов для регулирования договорных отношений между университетами в межуниверситетской сетевой системе подготовки и профессиональной переподготовки кадров ННС при осуществлении междисциплинарной подготовки кадров для наноиндустрии.

3. Междисциплинарная дополнительная или факультативная подготовка студентов в любом вузе образовательного сегмента ННС может быть реализована на вышеназванном сайте. Обучение студентов будет проводиться на образовательных ресурсах, созданных университетами-разработчиками.

Впервые ведущие университеты создали совместный образовательный ресурс для междисциплинарной сетевой подготовки студентов. Очевидно, что созданный образовательный межуниверситетский ресурс должен быть доступен всем университетам, определяющим образовательный сегмент ННС и участвующим в подготовке и переподготовке кадров для наноиндустрии. Поэтому следующий этап работ – внедрение и распространение в университетской среде учебно-методических комплексов дисциплин подготовки по 10 тематическим направлением деятельности ННС. Для реализации доступности и обеспечения междисциплинарности при внедрении и распространении УМО в университетской среде было предложено создать на сайте www.nano-obr.ru образовательный комплекс. По мере создания такого образовательного ресурса решалась задача организации повышения квалификации преподавателей других университетов для освоения и внедрения в своих вузах УМО. При этом практическое внедрение УМО для подготовки кадров по программам ВПО по 10 тематическим направлениям подготовки должно быть обеспечено на уровне требований университетов-разработчиков, заложенных в адаптированных материалах сетевой системы маршрутного обучения студентов старших курсов.

Сетевая система на сайте www.nano-obr.ru была объединена с сетевой системой на сайте www.nanoobr.ru для выполнения следующих комплексных задач повышения квалификации преподавателей при внедрении УМО:

– изучение УМО подготовки по программам ВПО по 10 тематическим направлениям деятельности ННС, что связано с внедрением в своем образовательном процессе материалов созданного и адаптированного УМО;
– предметно-тематическое изучение курсов и дисциплин, позволяющих лучше усвоить, а в дальнейшем поставить в своем вузе лекционный курс и лабораторный практикум.

С целью выполнения указанных задач повышения квалификации преподавателей и сохранения уровня подготовки студентов не ниже требований, заложенных в сетевой системе, было предложено следующее.

Объединенная сетевая система на сайте www.nano-obr.ru используется как обучающий центр для повышения квалификации преподавателей, а отдельные учебные дисциплины на сайте могут использоваться вузами, внедряющими у себя УМО при определенном обучении преподавателей этих вузов. Одновременно на одной дисциплине могут обучаться десятки учебных групп студентов из разных вузов. У них будут свои преподаватели для проверки ответов на контрольные вопросы. Консультационный форум может быть использован как внутри одной группы, так и в межгрупповом консультационном обмене. Самое главное, что этот процесс может идти под полным учебно-методическим контролем разработчиков УМО как за деятельностью преподавателей, так и за деятельностью отдельных или всех студентов.

Основная задача повышения квалификации – формирование у преподавателя специальных компетенций как в области изучаемого предмета, так и в области методики обучения студентов с использованием УМО на уровне требований университетов-разработчиков, предъявляемых к уровню усвоения учебного материала в сетевой системе маршрутного обучения студентов старших курсов.

К этим компетенциям относятся: использование современного УМО, организация учебного процесса с применением современных информационных технологий, ориентация на мобильность, применение инструментов управления учебным процессом: проверка работ студентов и выставление оценок, разработка комментариев и консультирование в асинхронном режиме, планирование занятий и настройка соответствующих элементов курса и др.

Рисунок 1. Изучение методических материалов по УМО

Методика подготовки преподавателя состоит из трех крупных этапов:

Первый – в разделе основного меню «Методические материалы по УМО» можно ознакомиться со всеми методическими материалами организации очного обучения выбранной дисциплины (рис. 1), а также пройти предметный курс этой дисциплины, адаптированной для сетевой системы. В вузе, в котором внедряется УМО, при преподавании этой дисциплины в очном режиме могут быть использованы как элементы адаптированной дисциплины, так и весь курс этой дисциплины, электронная версия которой находится на сайте.

Поэтому преподавателю надо пройти второй этап, заключающийся в освоении методики и технологии сопровождения учебного процесса студента в сетевой системе обучения.

Третий – практический тренинг сопровождения учебного курса.

Допустим, что какой-то вуз обращается к сетевому координатору (ГОУ ДПО ГИНФО) или в один из десяти университетов-разработчиков УМО и сообщает, что планирует направить студенческую группу из 10 человек на обучение по какой-то дисциплине. В своем обращении вуз просит разрешить своим преподавателям быть в роли «преподаватель сопровождения обучения», а также просит провести повышение квалификации этих преподавателей с целью правильного использования сетевой системы. Повышение квалификации для этих преподавателей начинается с регистрации на сайте www.nano-obr.ru и заполнении анкеты, предложенной при регистрации. Необходимо ознакомиться с ролями в сетевой системе «куратора», «студента», «преподавателя сопровождения обучения» и изучить соответствующие рекомендации. Это позволит понять, как можно использовать сетевую систему для дополнительного обучения на ней студентов своего вуза, и следовать разработанным методическим указаниям по использованию УМО в собственном образовательном процессе (рис. 1).

С целью практического усвоения материала дисциплины из состава УМО, по которой преподаватели из направляющего вуза планируют обучение своих студентов, следует пройти по этой дисциплине дистанционное обучение. Для этого необходимо зайти на сайт www.nano-obr.ru и использовать при авторизации пароль и логин. Зайти и пройти обучение в дистанционной форме по выбранной дисциплине. Практические лабораторные работы по этой дисциплине будут выполнены в ходе повышения квалификации преподавателей в университете-разработчике УМО с выдачей соответствующего документа.

Представленная работа является продолжением статьи «Развитие межуниверситетской кооперации при реализации междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии» [3]. Обе работы выполнены по материалам государственного контракта № 16.647.11.2019 Министерство образования и науки Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев К.П., Борман В.Д., Нижник В.А., Тронин В.Н., Шляпин А.Д. // Сетевая информационно-аналитическая система организации и сопровождения маршрутного обучения при повышении квалификации кадров на базе научно-образовательных структур ННС. Сборник тезисов первой международной конференции «Образование для сферы нанотехнологий: современные подходы и перспективы», 18–20 мая 2010 года, г. Москва, пл. Академика Курчатова, д.1, РНЦ «Курчатовский институт».
  2. Алексеев К.П., Анашина О.Д., Малахов А.А., Савченко А.Г., Шляпин А.Д., Шиков Ю.А., Юрасов А.Б. // Развитие межуниверситетской кооперации при реализации междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии. Вторая международная конференция «Образование для сферы нанотехнологий: современные подходы и перспективы», 25–27 мая 2011 года, Московская область, г. Долгопрудный, Московский физико-технический институт (МФТИ).
  3. Алексеев К.П., Малахов А.А., Борман В.Д., Тронин В.Н., Шляпин А.Д., Шиков Ю.А., Юрасов А.Б. // Развитие межуниверситетской кооперации при реализации междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии. Российские нанотехнологии, 2011, т. 6, № 7–8, С. 6.

К.П. Алексеев (ГОУ ДПО ГИНФО, Москва), В.Д. Борман (НИЯУ МИФИ, Москва), В.В. Лучини (СПбГЭТУ (ЛЭТИ), Санкт-Петербург), А.А. Малахов (ОАО «ВИКор», МО, г. Юбилейный), В.Н. Тронин (НИЯУ МИФИ, Москва), А.Д. Шляпин (ГОУ ДПО ГИНФО, Москва), Ю.А. Шиков (ГОУ ДПО ГИНФО, Москва), А.Б. Юрасов (ГОУ ДПО ГИНФО, Москва)

Журнал «Российские нанотехнологии» № 11-12 2011 год.


Российский электронный наножурнал



Программа  |  Госзаказчики  |  Формирование тематики  |  Конкурсы  |  Экспертиза  |  Контракты  |  Пресса  |  Мониторинг программы  |  Инфраструктура  |  Карта сайта