Главная      Пресса      Публикации
События
Публикации
Интервью

Развитие межуниверситетской кооперации

Профессиональная подготовка и переподготовка кадров для наноиндустрии требуют организации тематически ориентированного процесса обучения и использования в этом процессе самого современного и актуального учебно-методического обеспечения и передовой лабораторной базы. Обязательное условие подготовки высококвалифицированного специалиста для наноиндустрии – необходимость изучения широкого спектра естественнонаучных дисциплин, в программах которых должны быть представлены современные решения в области нанотехнологий.

Объекты инфраструктуры образовательного сегмента национальной нанотехнологической сети (ННС), созданные и создаваемые в рамках ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008–2011 годы» (далее – Программа), можно объединить в следующие крупные группы. Первая группа – это оборудование, поставленное в наноцентры при ведущих университетах, а также созданные образовательные ресурсы, позволяющие обучаться и работать на этом оборудовании. Вторая группа – образовательные ресурсы, создаваемые на базе отдельных университетов или силами отдельных университетов и осуществляющие обучение, подготовку и переподготовку специалистов на базе отдельных университетов. Третья группа – образовательные ресурсы, предназначенные для объединения первых двух групп в систему межуниверситетской кооперации при подготовке и переподготовке кадров для наноиндустрии. Первая и вторая группа образовательных ресурсов позволяет выстроить систему подготовки по всем отдельным направлениям тематической деятельности ННС без межуниверситетской кооперации. Третья группа образовательных ресурсов, построенная на межуниверситетской кооперации, дает очень важный результат – междисциплинарность подготовки и переподготовки кадров.

Эффективный процесс междисциплинарной подготовки может быть организован на основе создаваемых в ведущих университетах образовательных ресурсов путем их объединения и дополнения недостающих разделов знаний и компетенций в области нанотехнологий как в лекционной теоретической, так и в инструментально-лабораторной подготовке по тематическим направлениям деятельности национальной нанотехнологической сети (ННС).

Межуниверситетская кооперация позволяет готовить специалистов на стыке тематических направлений деятельности ННС, удовлетворяя появление потребностей в подготовке по новым возможным направлениям в будущем.

Основу межуниверситетской кооперации при подготовке специалистов составляет межуниверситетская сетевая система подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии. Следует отметить, что создание образовательных ресурсов по третьей группе было начато с самого начала выполнения Программы. А в завершении Программы именно образовательные ресурсы третьей группы объединяют многие ресурсы первых двух групп. Большинство из них объединяются на базе межуниверситетской сетевой системы подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии.

Одним из важнейших элементов формируемой инфраструктуры наноиндустрии является  информационно-аналитическая составляющая, которая обеспечивает координацию работ, полноту и актуализацию сведений о перспективных разработках, технологиях и кадровом потенциале в сфере наноиндустрии. В нашем случае это положение Программы должно обеспечивать следующее:

  • координацию ведущих университетов в подготовке и переподготовке кадров для наноиндустрии;
  • полноту и актуализацию сведений о перспективных разработках и технологиях, изучаемых в ходе подготовки и переподготовки кадров для наноиндустрии;
  • осуществлять мониторинг потребностей в подготовке высококлассных исследователей для отрасли, способных проводить исследования и разработки в нанотехнологиях и наноматериалах на уровне лучших специалистов ведущих западных стран.

В ходе выполнения Программы была создана сетевая межуниверситетская система маршрутного обучения (www.nanoobr.ru), на базе которой были разработаны и апробированы принципы сетевого межуниверситетского обучения при повышении квалификации преподавателей и научных работников высшей школы [1]. Разработка этих принципов и последующая апробация созданной сетевой системы была проведена в тесном взаимодействии с 15 ведущими университетами [1]. Был применен новый подход в организации повышения квалификации, сочетающий современные дистанционные технологии обучения теоретическим разделам учебных курсов и обучение в лабораториях нескольких университетов. Система рассчитана на проведение повышения квалификации преподавателей, научных сотрудников и инженерно-технических работников вузов. Система позволяет настраивать и подбирать учебные курсы из базы более 100 дистанционных теоретических частей и связанных с ними лабораторных работ на современном диагностическом и технологическом оборудовании. Предварительный выбор маршрута обучения на базе нескольких университетов и связанных с ними учебных курсов позволяет спланировать изучение отдельных разделов в нанотехнологиях и подобрать прохождение лабораторного практикума. Достигается выравнивание уровней слушателей перед посещением университетов за счет предварительной теоретической подготовки в дистанционном режиме. Планирование долей теоретического и лабораторного изучения в маршруте обучения позволяет более эффективно проводить повышение квалификации за счет существенного увеличения лабораторной составляющей в обучении. Формирование междисциплинарного подхода при изучении нанотехнологий достигается благодаря обучению в нескольких университетах. Возможность глубокого погружения в тему достигается за счет изучения близких методов диагностики и технологических приемов с точки зрения их применения в различных университетах. Апробацию в режиме повышения квалификации прошли более 200 слушателей из 53 вузов, которым были выданы соответствующие сертификаты.

Разработанные и апробированные принципы позволяют ведущим университетам адаптировать учебно-методические комплексы (УМК) дисциплин по 10 тематическим направлениям деятельности ННС в сетевую межуниверситетскую систему обучения студентов старших курсов.

При создании сетевой системы обучения студентов старших курсов появляются новые носители мотивирующих интересов. Это студенты и их научные руководители. Принципиальным является то, что на профилирующей выпускающей кафедре принимается решение о направлении того или иного студента на учебную практику в другой университет на близкую по профилю кафедру [2]. Кооперация кафедр и университетов может возникать на базе совместных научных и научно-образовательных проектов и быть связана с подготовкой специалистов по новому профилю.

Однако при решении практических задач организации взаимодействия университетов при направлении-приеме студентов старших курсов, а также аспирантов, молодых преподавателей и ученых возникает ряд проблем, решение которых требует разработки методических рекомендаций, принципов системного построения информационного пространства, обеспечивающих теоретическую подготовку и реализацию практических занятий обучаемых [2]. Принципиально важное значение имеет разработка и совершенствование нормативных правовых основ взаимодействия близких по профилю подготовки выпускающих кафедр путем создания системы договорных отношений между университетами.

Важнейшей задачей развития межкафедральных связей является построение методически обеспеченного централизованного доступа к создаваемым образовательным ресурсам, обеспечивающим дистанционное обучение работе на современном специальном оборудовании для различных категорий обучаемых – студентов старших курсов, аспирантов, молодых преподавателей и ученых [2]. Увеличение числа обучаемых основам работе на современном специальном оборудовании будет способствовать более полной его загрузке заказами на учебные и научно-исследовательские работы.

Появляются задачи по организации и проведению практических очных этапов обучения, целью которых является выполнение экспериментальных работ в области современных нанотехнологий. С этой целью планируется формирование и подготовка профильных межкафедральных учебно-исследовательских команд (групп) из студентов старших курсов для работ на специальном оборудовании под руководством преподавателей университетов. Эта работа будет способствовать увеличению числа высокопрофессиональных молодых специалистов.

Таким образом, формируемая в рамках мероприятий Программы межуниверситетская сетевая система, обеспечивающая формирование, размещение и доступ к использованию адаптированных УМК и ресурсам обучения работе на специальном оборудовании, представляет целостный научно-образовательный комплекс, входящий в состав кадровой информационно-аналитической системы наноиндустрии, позволяющей решать задачи междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев К.П., Борман В.Д., Нижник В.А., Тронин В.Н., Шляпин А.Д.// Сетевая информационно-аналитическая система организации и сопровождения маршрутного обучения при повышении квалификации кадров на базе научно-образовательных структур ННС. Сборник тезисов первой международной конференции «Образование для сферы нанотехнологий: современные подходы и перспективы», 18–20 мая 2010 года.
  2. Алексеев К.П., Анашина О.Д., Малахов А.А., Савченко А.Г., Шляпин А.Д., Шиков Ю.А., Юрасов А.Б. // Развитие межуниверситетской кооперации при реализации междисциплинарной подготовки и профессиональной переподготовки кадров для наноиндустрии. Вторая международная конференция «Образование для сферы нанотехнологий: современные подходы и перспективы», 25–27 мая 2011 года. 

К.П. Алексеев, А.Д. Шляпин, Ю.А. Шиков, А.Б. Юрасов (ГОУ ДПО ГИНФО, Москва);
В.Д. Борман, В.Н. Тронин (НИЯУ МИФИ, Москва);
А.А. Малахов (ОАО "ВИКор" МО, г. Юбилейный)


Российский электронный наножурнал



Программа  |  Госзаказчики  |  Формирование тематики  |  Конкурсы  |  Экспертиза  |  Контракты  |  Пресса  |  Мониторинг программы  |  Инфраструктура  |  Карта сайта